Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Основная тема стихотворений Николая Михайловича Рубцова – мотив родины, любви к ней, душевная связь с родной стороной. В его произведениях отчетливо проявляется мастерство словесного изображения, читатель может «услышать» пространство, «ощутить» движение времени. Творчество поэта давно привлекает внимание исследователей, оно изучено и с точки зрения тематики, и с позиции профессионального роста поэта. Тем не менее проблема литературоведческого анализа произведений Н. Рубцова весьма актуальна. В большинстве работ, посвященных творчеству поэта, он воспринимается он как поэт национальный, и исследования уходят в область педагогики, публицистики. Кроме того, пейзаж, природа в его стихотворениях не всегда выступают отчетливо, и языковые средства их создания остаются за пределами внимания ученых.
Объектом исследования выступает пейзаж в лирике Н. Рубцова. Предметом – описание языковых средств создания пейзажа, осмысление на этой основе особенностей художественной поэтики Н. Рубцова.
Цель работы состоит в установлении отличительных черт языковой образности поэзии Н. Рубцова, обнаружении своеобразия языка поэта, выявлении языковых моделей образности и средств репрезентации пейзажа.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить несколько задач:
1) охарактеризовать пейзаж как объект литературоведческих исследований, перечислить его функции в художественных произведениях;
2) систематизировать приемы создания пейзажа в художественных произведениях;
3) проанализировать лингвистические и литературоведческие изыскания, посвященные творчеству Н. Рубцова;
4) выявить основные темы и мотивы поэзии Н. Рубцова, изменения в мироощущении поэта;
4) раскрыть особенности использования Н. Рубцовым языковых средств при описании пейзажа;
5) описать пейзажные зарисовки, представленные в поэзии Н. Рубцова, с точки зрения использования изобразительно-выразительных средств языка.
Материал исследования – поэтические тексты Н. Рубцова [24; 25].
Теоретическую базу работы составили труды М. Н. Эпштейна [31] и Л. М. Крупчанова [11], раскрывающие функции пейзажа в произведении, справочники Д. Э. Розенталя, где дана характеристика выразительных средств языка [4; 5; 23], работы исследователей творчества Н. Рубцова [3; 9; 21 и др.].
В работе использовались разнообразные методы: сплошной выборки, описательный, наблюдение, классификация, интерпретация художественного текста, обобщение, метод словарных дефиниций, сравнительный и контекстуальный анализ.
Научная новизна работы состоит в попытке охватить широкий круг произведений Н. Рубцова, содержащих описание пейзажа, для определения основных образных средств, характерных для поэта, в выявлении главных образов в его творчестве, обнаружении на этой основе философского подтекста. Это позволит внести вклад в научную базу лингвистического анализа художественного текста, способствовать уточнению ряда теоретических положений, связанных с анализом языковых образов, расширить научную базу исследований, посвященных поэзии Н. Рубцова.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в разработке лингвистического анализа текста, в школьной и вузовской практике преподавания русского языка, литературы, при изучении функционирования образных средств в поэтическом тексте, в лексикографической практике при составлении словарей образных средств русского языка.
1. Образные средства создания пейзажа в художественной литературе
1.1. Пейзаж в художественном тексте как объект изучения,
его функции
Пейзаж – важный компонент структуры художественного произведения. В литературоведении существует множество трактовок данного понятия. Согласно Л. И. Тимофееву, это «изображение картин природы, выполняющее в художественном произведении различные функции в зависимости от стиля и метода писателя» [29, с. 216]. Б. Галанов характеризует пейзаж как «изображение природы, обозначающее время и место действия в произведении и создающее определенное настроение» [2, с. 185]. Для В. Н. Стасевич пейзаж – «преображенная действительность, для создания которой реальный мир является необходимым стимулом и неиссякаемой кладовой» [27, с. 108]. М. Н. Эпштейн понимает его как «целостное отображение природы в системе взаимосвязанных предметных деталей» [31, с. 114]. По мнению Т. Н. Гурьевой это просто картина природы [7, с. 213]. Более полной представляется такая дефиниция: пейзаж – это «один из содержательных и композиционных компонентов художественного произведения, выполняющий многие функции в зависимости от стиля автора, литературного направления (течения), с которым связан, от метода писателя, а также от рода и жанра произведения» [11, с. 243].
Пейзаж присутствует в произведении в разных формах, следовательно, необходимо различать такие категории, как собственно пейзаж и черты, элементы, мотивы пейзажности. Н. Мурадалиева в этом плане выделяет три уровня: пейзажную деталь («образная деталь, заключающая… информацию, эмоциональное содержание, эстетическую оценку и позицию автора», выступает, как правило, в форме различных тропов), пейзажную картину (то, что является предметом описания, воссоздания) и пейзажное произведение [18].
В художественном произведении пейзаж часто не выходит за пределы обозначения внешнего фона событий, но при выполнении композиционной роли тоже не всегда сводится к внутренним переживаниям персонажа. Функции пейзажа обусловлены авторским замыслом и особенностями жанра. Можно говорить о лирическом, драматическом, идиллическом, историческом, утопическом пейзажах [7, с. 31]. Существуют классификации, основанные на принадлежности к произведениям, созданным в рамках какого-либо художественного метода: сентименталистский, романтический и реалистический пейзажи [8].
Большинство исследователей главной функцией пейзажа в художественном тексте считают психологическую [8; 13; 28; 26]. С такой позицией можно согласиться, поскольку пейзаж выступает в первую очередь не как цель, а как средство характеристики персонажа и его состояния [13]. Он помогает передать душевное состояние героя, читателю – постичь его внутренний мир, прочувствовать испытываемые им эмоции. Кроме того, пейзаж способен оказывать психологическое воздействие на читателя, настраивая его на задуманную автором эмоциональную волну восприятия произведения.
Также выделяют хронотопическую роль пейзажа, иначе – указание на место, время действия, обстановку действия [26; 28]. Пейзаж в данном случае оказывается неким ориентиром, благодаря которому читатель может наглядно представить, где и когда разворачиваются описываемые события. У пейзажа есть так называемая функция развития действия [11]. Суть ее в том, что отраженные в описании пейзажа природные явления влияют на развитие сюжета, могут стать переломным моментом повествования, побудить героев к какому-либо действию. Значение пейзажа может состоять в создании перерыва в повествовании, когда у читателя появляется возможность обдумать происходящие события и осознать их значимость [16]. Если пейзаж вводится в текст в самый торжественный и важный момент, он выполняет функцию акцентуации кульминации, так обеспечивается своеобразие композиции произведения [16]. Нередко пейзаж выступает как форма присутствия автора [26].
Будучи продуктом субъективного творчества, пейзаж не может не выражать позицию автора, его отношение к происходящему и оценку событий. По мнению С. В. Зеленцовой, в рассуждениях о различных аспектах природы, ее взаимовлияния с человеком раскрывается, кроме системы представлений автора и персонажей, идейно-художественный уровень всего произведения [8].
Еще одна важная функция пейзажа – создание национального колорита. Пейзаж не может быть максимально отвлеченным, как правило, в тексте изображаются виды конкретной местности, нередко художественное воссоздание природных особенностей территории говорит о выражении патриотических чувств [26]. Эстетическая функция пейзажа состоит в отражении глобальных представлений о мире природы в целом, этот мир становится мерилом ценностей и категорией прекрасного, возвышенного [6].
Кратко функции пейзажа можно систематизировать следующим образом: 1) эмоциональный фон, на котором разворачивается действие художественного произведения; 2) одно из условий, определяющих жизнь и быт человека; 3) отражение душевного состояния героя, выделение особенности его характера; 4) роль живого существа, сопровождающего человека и взаимодействующего с ним; 5) усиление эмоционального воздействия произведения, углубление его идейного содержания, раскрытие основной мысли; 6) одно из средств развития действия, элементов сюжета; 7) часть национальной и социальной действительности, которую изображает писатель; 8) социальная, символическая, композиционная, эстетическая роли [11].
Развернутую классификацию пейзажей создал М. Н. Эпштейн [31]. Среди его эстетических разновидностей исследователь выделяет идеальный, бурный и унылый пейзажи. Первый сформировался в рамках античной литературы, а затем постоянно развивался и трансформировался. Обязательные составляющие идеального пейзажа – ветерок, источник воды, цветы, деревья и птицы; все вместе они образуют locus amoenus «приятное место» [31, с. 131]. Бурный (по-другому – грозный) пейзаж отличается динамикой и смещением основных его составляющих частей с привычных позиций, так передается непреодолимое могущество сил природы. Унылый (мрачный) пейзаж способствует передаче грустно-мечтательных мотивов, часто встречается в элегии, составляет одну из особенностей этого жанра [31].
1.2. Языковые приемы создания пейзажа в художественных
произведениях
В поэтических текстах пейзаж экспрессивен: он всегда дается в восприятии лирического героя, поэтому выражает его эмоциональное состояние, переживания. Здесь важны не только сами картины природы, но и чувства, которые они вызывают у лирического героя, а по прочтении произведения – у читателя. Для описания природы используются различные тропы. Троп – это «оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком-либо отношении» [23].
Наиболее часто при описании пейзажа встречается такой стилистический прием, как эпитет. Эпитет – это «слово или словосочетание, содержащее экспрессивную характеристику предмета речи, прилагаемую к наименованию последнего» [12, с. 15], по сути, это субъективное описание автором окружающего мира.
Эпитеты разделяют на несколько групп. 1. Постоянные эпитеты – красочное определение, неразрывно сочетающееся с определяемым словом и образующее вместе с ним устойчивое образно-поэтическое выражение. Такие эпитеты позволяют читателю увидеть предметы
Фрагмент для ознакомления
3
. Арнольд И. В. Стилистика. Современный английский язык: учеб. для вузов / И. В. Арнольд. – М. : Флинта : Наука, 2002. – 384 с.
2. Галанов Б. Е. Живопись словом. Портрет. Пейзаж. Вещь / Б. Е. Галанов. – М. : Совет. писатель, 1974. – 343 с.
3. Глушаков П. «С душою светлою.»: из наблюдений над лирикой Н. Рубцова / П. Глушаков // Лит. в шк. – 2006. – № 2. – С. 9–14.
4. Голуб И. Б. Занимательная стилистика / И. Б. Голуб, Д. Э. Розенталь. – М. : Просвещение, 1988. – 208 с.
5. Голуб И. Б. Секреты хорошей речи / И. Б. Голуб, Д. Э. Розенталь. – М. : Междунар. отношения, 1993. – 279 с.
6. Гостева Т. Ф. Лингвостилистические особенности и текстообразующий потенциал пейзажных описаний в американской прозе XIX–XXI вв.: дис. … канд. филол. наук / Т. Ф. Гостева. – Барнаул, 2007. – 237 с.
7. Гурьева Т. Н. Новый литературный словарь / Т. Н. Гурьева. – Ростов н/Д. : Феникс, 2009. – 368 с.
8. Зеленцова С. В. Функции пейзажа в малой прозе И. А. Бунина: на материале произведений 1892–1916 гг. : дис. … канд. филол. наук / С. В. Зеленцова. – Орёл, 2013. – 192 с.
9. Кожинов В. В. Николай Рубцов. Заметки о жизни и творчестве поэта / В. В. Кожинов. – М.: Совет. Россия, 1976. – 88 с.
10. Коняев Н. М. Николай Рубцов / Н. М. Коняев. – М. : Мол. Гвардия, 2001. – 364 с.
11. Крупчанов Л. М. Теория литературы : учебник / Л. М. Крупчанов. – М., 2012. – 360 с.
12. Кузнец М.Д. Стилистика английского языка / М. Д. Кузнец, Ю. М. Скребнев. – М. : Гос. учеб.-пед. изд-во М-ва просвещения РСФСР, 1989. – 175 с.
13. Кухаренко В. А. Интерпретация текста : учеб. пособие / В. А. Кухаренко. – М. : Просвещение, 1988. – 192 с.
14. Ланщиков А. П. Поэт и природа. Памяти Николая Рубцова / А. П. Ланщиков // Чувство пути. – М.: Совет. Россия, 1983. – С. 46–54.
15. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Рос. акад. наук, ИНИОН, [Федер. прогр. книгоизд. России] ; гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин. – М. : Интелвак, 2001. Режим доступа: http://samlib.ru/a/alina_a/opredelenia.shtml#a039.
16. Мельникова Л. В. Пейзаж как средство воплощения эстетического идеала в поэзии М. В. Ломоносова / Л. В. Мельникова // Пейзаж как развивающаяся форма авторской концепции. – М., 1984. – С. 3–17.
17. Москальская О. И. Грамматика текста / О. И. Москальская. – М.: Высш. шк., 1981. – 183 с.
18. Мурадалиева Н. Б. Романтический пейзаж в литературе / Н. Б. Мурадалиева. – Баку, 1991. – 208 с.
19. Оботуров В. А. Искреннее слово. Страницы жизни и поэтический мир Николая Рубцова : очерк / В. А. Оботуров. – М.: Совет. писатель, 1987. – 254 с.
20. Педенко С. Ф. Самая жгучая связь / С. Ф. Педенко // Рубцов Н. М. Звезда полей. – М. : Воскресенье, 1999. – С. 5–30.
21. Перелыгин В. П. Цветообразная поэтика в творчестве С. А. Есенина и Н. М. Рубцова. Опыт сопоставительного анализа : автореф. дис. … канд. филол. наук / П. В. Перелыгин. – Тамбов, 2008. – 24 с.
22. Пустовалова А. А. Концепт «природа» в системе языковой образности поэзии Н. Рубцова : дис. ... канд. филол. наук / А. А. Пустовалова. – Тамбов, 2009. – 180 с. Режим доступа: http://www.dslib.net/russkij-jazyk/koncept-priroda-v-sisteme-jazykovoj-obraznosti-pojezii-n-rubcova.html.
23. Розенталь Д. Э. Словарь-справочник лингвистических терминов : пособие для учителей / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 1976. – 543 с.
24. Рубцов Н. М. Звезда полей : собр. соч. в одном томе / Н. М. Рубцов ; сост., подгот. текстов, прил. и ком. Л. А. Мелкова, Н. Л. Мелковой. – М. : Воскресенье, 1999. – 672 с.
25. Рубцов Н. М. Последняя осень: Стихотворения, письма, воспоминания современников / Н. М. Рубцов. – М. : ЭКСМО, 2005. – 607 с.
26. Себина Е. Н. Пейзаж / Е. Н. Себина // Введение в литературоведение : учеб. пособие / Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек и др. ; под ред. Л. В. Чернец. – М. : Высш. шк., 2004. – С. 264–277.
27. Стасевич В. Н. Пейзаж. Картина и действительность / В. Н. Стасевич. – М. : Просвещение, 1978. – 176 с.
28. Тамарченко Н. Д. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / Н. Д. Тамарченко. – М. : Изд-во Кулагиной, 2008. – 358 с.
29. Тимофеев Л. И. Словарь литературоведческих терминов / Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев. – М. : Просвещение, 1974. – 509 с.
30. Фролова Е. А. «Тихая лирика» Николая Рубцова : (лингвостилистический анализ стихотворения «Русский огонек») / Е. А. Фролова // Рус. яз. в шк. – 2016. – № 1. – С. 36–39.
31. Эпштейн М. Н. «Природа, мир, тайник вселенной…» : Система пейзажных образов в русской поэзии / М.Н. Эпштейн. – М. : Высш. шк, 1990. – 303 с.